Нечего на зеркало пенять коли рожа крива – selfie?

«Selfie/Селфи»

Selfie/Селфи Театр на Васильевском. Премьера 29.11.2014 г. режиссер Р. Смирнов

Есть такая привычка у людей: прожил миг – надо оставить след. Для этой цели служат бесхитростные надписи на стенах «здесь был…». Миллионы фото и видео с бесхитростными сюжетами на ту же тему «здесь был…». Дневники, заметки, мемуары с аналогичным содержанием «я там тоже был…».

IT эпоха породила новый вид «следотворчества» – «selfiе». Распространению этой технологии способствовали социальные сети. И вот результат: кривая рожа автора selfiе, сделанная гаджетом на фоне чего либо, становится доступной всему миру в считанные мгновения. Ладно бы этим развлекались ванильные барышни и их поклонники. В водоворот течения втягиваются серьезные люди, политики и иные небожители. Становится очевидным – феномен требует изучения. Можно предположить, что именно такую задачу поставили создатели спектакля «Selfie/Селфи», премьера которого состоялась в театре на Васильевском 29 ноября 2014 г. (режиссер Р. Смирнов).

Жизнь затянувшийся прыжок из пиз..ы в могилу. Мысль приписывается Ф. Раневской. Делать selfie затянувшегося прыжка из пиз..ы на сцене проблематично. И над сценографией надо будет поломать голову. Да и сам процесс не простой. Решение Р. Смирнова оказалось таким: вместо прыжка был использован марафон. Мероприятие тоже не быстрое, но на сцене вполне воплощаемое.

В качестве литературной основы использована пьеса В. Майорова, по совместительству художника спектакля.

Жизнь начинается с белого цвета родильного зала. Пол сцены в этом спектакле сделан из ярко белого пластика. Как только вступил на этот белый пластик, оставил след – жизнь (бег, прыжок) началась. На заднике сцены натянут огромный белый экран, на который во время спектакля проецируется видеоряд.

Сценографию спектакля завершает абсолютно новая аппаратура для полноценного рок ансамбля: ударная установка, синтезаторы, «комбик» для гитары, большое количество звуковых мониторов, микрофоны. Надо заметить, что постановка этого спектакля для драматического театра – определенный риск. Риск, что вместо спектакля будет концерт рок музыки.

Если постановка не найдет своего зрителя, закупленную звуковую аппаратуру будут сдавать в аренду как репетиционную точку для компенсации рисков.

Но эти предположения, скорей всего, так и окажутся предположениями. Р. Смирнов поставил спортивный, поджарый и мускулистый спектакль. Спектакль, в котором одна философская тема сменяет другую. Два часа непрерывного движения актеров. Два часа диалогов и монологов. Два часа музыкального материала: актеры исполняют авторские песни Р. Смирнова из альбома «Шизгара». Вариант, когда отработал свою мизансцену и пошел покурить за кулисы – не для этого спектакля. Актеры всё время на сцене, всё время «в роли».

В спектакле всего три персонажа. В одном интервью Р. Смирнов говорил, что давно хотел поставить спектакль, в котором играют три клоуна: рыжий, черный и белый. Р. Смирнов уходит от традиционного шаблона «трус, балбес, бывалый». В его спектакле персонажи стараются реализовать разные жизненные концепции, для чего и бегут марафон, победителю которого обещают миллион.

«Рыжего» играет Р. Зайдуллин. На премьерных спектаклях имеет восхитительную рыжую шевелюру, соответствующую для роли простого бесхитростного парня. Рыжего – одним словом. Не понятно только, зачем Р. Зайдуллин полностью сбрил волосы для последующих спектаклей. От этого исполнение роли, конечно, не стало хуже. Возможно такое объяснение. Персонаж Р. Зайдуллина марафон бежал впервые, ему просто нужен был миллион для бесхитростных и земных целей. Так, от спектакля к спектаклю, персонаж становился все более профессиональным. В марафоне прическа – деталь лишняя. Лысому бежать проще.

«Черный» персонаж – роль Т. Шимилева. Этот персонаж – квалифицированный потребитель, имеющий активную гражданскую позицию, сторонник технологи «self» – всё сам, сам, а там и успех обязателен. Наличие такого персонажа таит опасность превращение спектакля в новомодную тему «о чем говорят мужчины». О чем говорят женщины, Р. Смирнов поведал в спектакле «Шизгара», премьера которого состоялась в декабре 2013 г. Нет в этом спектакле, мужчины, конечно, говорят. Но, благодаря третьему персонажу, «белому», удается уйти от обсуждений «квалифицированных потребителей» о достоинствах и недостатках потребительского рынка товаров и услуг. Пример таких рассуждений: постигла неудача – купил «тачку, а конкуренты лучше выпустили, что я – лох теперь… и т.п.

Итак, «белый» персонаж. Роль исполняет А. Цыпин. А. Цыпин не просто актер, он соавтор спектакля. Как режиссер руководит актерами и осветителями. Ведет спектакль. Его персонаж классический марафонец любитель. Бегает всю жизнь. А результатов нет. Лузер – одним словом. Да к тому же с идей «фикс» в голове. Реализация идеи должна, конечно, осчастливить мир. И, конечно, тупое начальство не дает реализовать. Так и бежит «белый» за своим миллионом всю жизнь.

И вот на сцене в течении двух часов сталкиваются три разных жизненных концепции: простая «рыжая», активная «черная» и «беспросветная» белая. Какая идеология победит? Каждый из актеров блистательно представляет своих персонажей. Своеобразное «selfie» основных жизненных концепций, жизненного пути. И тут уж нечего на зеркало пенять. Какая рожа есть – такая на selfie и получится.

Но Р.Смирнов построил спектакль таким образом, что симпатичны все три персонажа. Актеры выкладываются так, что слабых ролей в этом спектакле нет.

Песни Р. Смирнова, которые исполняют актеры, цементируют спектакль. Делают его цельным и ярким. Песни доносят до зрителей мысли лучше, чем длинные и нравоучительные монологи. Музыку исполняют давние партнеры Р. Смирнова: Дмитрий Федоров, Александр Пономарев, Роман Зырянов. Звукорежиссер А. Телятников. Эти музыканты заняты в спектаклях Р. Смирнова в театре на Литейном.

Постановка «Selfie/Селфи» в театре на Васильевском – творческая удача. Будем надеяться, что творческое сотрудничество Р. Смирнова и театра на Васильевском будет иметь успешное продолжение.

P.S Некоторые специалисты по «ментальным расстройствам» считают, что увлечение «selfie» следует относить с «нарциссическому расстройству личности», которое шифруется в классификации болезней под кодом F60.8. На днях один любитель «selfie» подписал постановление, согласно которому, лица с расстройствами личности в зрелом возрасте, имеющих коды заболеваний F60-F69, не имеют право управлять транспортными средствами в Российской Федерации. Для их «затянувшегося прыжка» права не нужны. Любителям «selfie» виднее, конечно….

Аркадий Счастливцев