Dress-code нарушен – что делать?

БДТ. Что делатьО спектакле «Что делать?» в БДТ

Представьте, что вас пригласили на мероприятие, и вы перепутали dress-code, указанный в приглашении. Вместо классического надели спортивный костюм. Именно такая мысль возникает при посещении спектакля «Что делать?», премьера которого состоялась на сцене отреставрированного Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова 14 ноября 2014 г. (режиссер А. Могучий). Зритель, который соскучился по БДТ, его интерьерам, по той театральной атмосфере, которую создал Г. А. Товстоногов, попадает в зал, в партере которого установлена огромная конструкция от сцены до балкона. На конструкции – зрительские кресла. Понятно, почему спектакль идёт несколько дней подряд: собрать и разобрать такую конструкцию непросто.

Для чего это было сделано? Надо вспомнить историю. Прежде чем получить предложение, от которого сложно отказаться, возглавить БДТ, А. Могучий активно участвовал в строительстве новой сцены Александринского театра. Современная сцена со множеством технических решений, с залом, в котором зрительские кресла расположены как амфитеатр, была специально создана для современных постановок. Возможно, А. Могучий задумал спектакль «Что делать» именно для новой сцены Александринского театра. А теперь приходится классический партер БДТ переделывать под свои решения. Именно поэтому возникает такое ощущение, что спектакль не для сцены БДТ. Инородный какой-то. Всё же от БДТ зритель ждёт иного. В классических костюмах приходит на спектакль, а не в потертых джинсах и стоптанных кедах. И, посмотрев спектакль, задает вопрос – что делать?

А что делать – идти и смотреть. Выбора особого нет. Художественный руководитель утверждён, театр отреставрирован и новой реставрации не будет.

На что приходится смотреть? На заднике сцены установлены два огромных белых экрана, на которые проецируются в on-line режиме сцены из спектакля. Поэтому нет смысла брать традиционный театральный бинокль. С одной стороны этого экрана расположены в ряд стулья, на которых сидит хор. На авансцене слева и справа поставлены столы. Завершает сценографию десяток стульев. На бюджетные деньги, как сказали со сцены, на большее рассчитывать нельзя. Если судить о чудовищной по размеру конструкции в партере, то именно так и есть.

За основу сценария взят самый нелюбимый для школьников роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Чтобы школьников не водили на этот спектакль, установлена категория зрителей – «16+». Это правильно, поскольку из всего романа взята всего одна сюжетная линия – проблемы, возникающие при существовании любовного треугольника. Школьникам об этом ещё рано знать.

Другую цель, которую ставили перед собой создатели спектакля, напомнить об этом романе и провести упорядочивание хаоса, который, по мнению создателей спектакля, существует в головах зрителей. Об этом говорит Автор, роль которого исполнил Б. Павлович. Периодически действие спектакля останавливается, и Автор рассказывает, что происходит на сцене. Рассказывает с юмором, вносит в действие спектакля динамику и оживление. Чтобы зрители поняли, как им повезло, приводится такой пример: в романе о жизни Веры Павловны до замужества рассказано на 100 страницах, а в спектакле этому посвящено всего десять минут. Спасибо, как говорится, товарищи. Сам спектакль идёт чуть больше двух часов. Антракт не предусмотрен. И вообще, все сделано для того, чтобы зрители не смогли покинуть спектакль раньше поклонов. А такая мысль вполне может возникнуть, ибо все действие спектакль – это монологи актёров о «свободе-красоте-пустоте». Говорят искренне, убежденно, эмоционально. Но запомнить, о чём говорят, невозможно. А может быть, и не надо запоминать. Пускай зритель продолжает задавать вопрос «что делать?» при посещении БДТ.

Еще одну задачу, которую решили авторы спектакля, – дать возможность молодым актерам театра сыграть на одной сцене с «заслуженными». Надо заметить, что борьба «старого с новым», как сказали со сцены, не особенно заметна. «Заслуженными» в спектакле являлись: Г. Штиль, И. Венгалите, А. Шарков, С. Лосев, Е. Чудаков, В. Дегтярь, А. Петров, В. Реутов. Сценического времени «заслуженные» провели немного, получили заслуженные аплодисменты и были «выпровожены» со сцены Автором, чтобы «старое» не мешало новому. Даже предложили нанять такси за счет театра, чтобы довести домой. Шутка, конечно, хотя, кто знает…

Веру Павловну в этой версии спектакля играла Н. Александрова. Роль Лопухова исполнил Д. Луговкин, роль Кирсанова – Е. Медведев. Их сценический любовный треугольник отличался эмоционально большим количеством монологов. Но здесь ничего не поделаешь, таков первоисточник. Поцелуи тоже были, тоже эмоциональные.

Актеры справились с поставленной задачей: донести, что ни к чему хорошему эти треугольники не приводят, надо переводить всё в понятные параллельные линии, и тогда гармония, маленькая мастерская для доходов и «домик в деревне» для счастья гарантированы. Эту простую мысль донес г-н Рахметов, роль которого исполнил В. Княжев. На этом роль Рахметова и ограничилась. Посмотреть на знаменитые трюки с гвоздями не удалось, за что отдельное спасибо, всё же театр, а не цирк.

Сквозной ролью в спектакле является Красота, роль В. Павловой. Красота это когда всё параллельно и перпендикулярно, как на железной дороге рельсы и шпалы. Когда все едут по этой дороге к счастью. И в головах у пассажиров (зрителей) нет хаоса. Правда, несмотря на двухчасовую идеологическую обработку Красотой, Вера Павловна остается при своём: такая красота даёт пустоту. А нужна свобода, и пластинку «свобода-красота-пустота» можно запускать вновь. До очередного треугольника и очередной гармонизации в голове. Свет гаснет – начинаются поклоны. И гармонично возникает вопрос, что же делать в БДТ?

Р. S. Такой вопрос не возникает, если спектакль мысленно перенести на новую сцену Александринского театра, где он будет соответствовать dress-code.

Аркадий Счастливцев