Аркадий Счастливцев. «Выгорание на троих»

Соната на троих

Рецензия на спектакль «Соната для троих», Театр на Литейном, режиссер И. Ларин. Премьера 19.11.2014, просмотр 26.02.2015.

Театр на Литейном в настоящее время не имеет Главного режиссера. По мнению руководства театра, это связано с тем, что бывший главный режиссер, И. Ларин, мало появлялся в театре. Был занят работой в другом театре, поэтому на Литейном страдал творческий процесс. Премьера последнего спектакля И. Ларина в качестве Главного режиссера театра на Литейном состоялась 19 ноября. И. Ларин поставил «Сонату на троих» по киносценарию И. Бергмана «Персона».

Спектакль был поставлен на камерной сцене. И Ларин, заступая на должность Главного режиссера, ставил перед собой задачу открыть в театре камерную сцену. Надо сказать, что за довольно короткий срок И. Ларин с этой задачей справился. Камерная сцена открыта. Удалось поставить два спектакля. А спектакль «Соната на троих» можно считать творческой удачей.

Поставить спектакль, когда существует каноническая киноверсия автора, И Бергмана, очень трудно. Тем более по такой серьезной и философской теме, как самоидентификация человека как личности. Сам И. Бергман назвал свое произведение «Персона». Чтобы понять это название, надо вспомнить определение К. Юнга латинского слова «persona». “Персона — это сложная система отношений между индивидуальным сознанием и обществом, своего рода маска, которая, с одной стороны, предназначена для того, чтобы произвести впечатление на других, а с другой стороны, чтобы скрыть истинную природу индивида”

Придерживаясь этой трактовки в своём спектакле, И. Ларин показал не абстрактные маски, а вполне реальные проблемы, которые возникают у актера при служении театру, когда необходимо постоянно перевоплощаться в свои роли, затем пытаться вернуться к своей личности, но это нельзя сделать, потому что актер – человек публичный. Роли надо играть постоянно, на публику. Результат – профессиональное выгорание. Актрисы, занятые в спектакле, фактически играли сами себя, наполняя роли своим опытом.

Сюжет «Персоны» о профессиональном выгорании медицинской сестры Альмы (роль А.Ширшиной). Альма совершила профессиональную ошибку, доверившись свое пациентке актрисе Фоглер (роль Л. Завадской). Не следует при выполнении профессиональных обязанностей говорить о личной жизни, личном опыте. Медицинская сестра Альма нарушила это правило – в результате нервный срыв. С помощью этого приема И. Бергман изучает, почему нарушается самоидентификация личности.

Соната, как известно, состоит из трех частей. По этому принципу построена сценография спектакля. . А.Лаврова, художник спектакля, весьма удачно использовала сценическое пространство. На маленькой сцене удалось показать больничный холл, больничную палату и дом у моря. Преобладающий цвет сцены – белый. Белый пол, стены, занавески, белое кресло, белые платья актрис, использование букета белых хризантем… Всё это наводит на мысли о смерти (трактовка восточной культуры). Если оставаться в этой атмосфере – то за духовной последует физическая смерть.

А.Ширшина играет медсестру Альму как человека очень живого. У неё нет масок. Она живет. Радуется. Страдает. Уверена, что в её жизни обязательно будут дети, которых на самом деле, может и не быть. И причины на это имеются. А.Ширшина отошла от трактовки И. Бергмана. В спектакле Альма не стала вместилищем души Фоглер. Альма в исполнении А.Ширшиной самостоятельный персонаж и мало зависит от Фоглер.

Актриса Фоглер в исполнении Л. Завадской выглядит загадочной. Но в монологе о своем ребенке – все маски сорваны. Фоглер – простая страдающая женщина, а не прячущаяся за масками актриса.

Женщина – врач, роль В. Миловской, в спектакле играет ключевую роль. Именно она расставляет акценты. Именно В. Миловская рассказывает о выгорании актера. В. Миловская актриса опытная – для неё этот предмет известный.

P.S. За то время, что идет спектакль, даже не возникает желание взглянуть на часы. Зритель на этом камерной спектакле не выгорает от тоски. Жаль, что спектакль не часто идет на камерной сцене. Его не надо прятать от зрителя. Иначе наступит выгорание спектакля.