29-й международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути»

XXIX международный фестиваль новой музыки ЗВУКОВЫЕ ПУТИ  (19 — 26 ноября 2017)
Художественный руководитель фестиваля – Александр Радвилович

В программе фестиваля:

  • 28 мировых и 22 российские премьеры,
  • театрализованный концерт-митинг «Проектъ 1917» к 100-летию революции,
  • танцующий кларнетист Мишель Маранг с программой «Изменчивые образы»,
  • вручение фортепианных сувениров Сергею Слонимскому в честь его 85-летия и многое друго

 

29-й фестиваль новой музыки «Звуковые пути», подтверждая свой титул «фестиваля премьер», представит за восемь дней 28 мировых и 22 российские премьеры, на концертах прозвучит 81 произведение 64-х композиторов из России, Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Ирана, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Финляндии, Франции, Швеции, Эстонии, США – от классиков ХХ века до совсем молодых авторов, еще студентов консерватории. Они активно ищут свой путь в современном музыкальном мире, а фестиваль «Звуковые пути» всегда готов поддержать молодых.

Фестиваль открывается 19 ноября в зале Яани кирик концертом светской и духовной хоровой музыки. Участники студенческих коллективов под управлением Сергея Екимова не помнят те времена, когда на территории СССР была запрещена не только духовная музыка, но и сама религия. В 1917 новая власть со всей большевистской прямотой начала успешно стоить страну тотального атеизма. Что знает о событиях столетней давности нынешнее молодое поколение?

Об этом посвященный 100-летию русской революции фестивальный концерт-митинг «Проектъ 1917» – совместная продукция английского ансамбля The Hermes Experiment и «Звуковых путей» (Дом композиторов, 23 ноября). Его форма – отсылка к распространенному в период революционных потрясений жанру концерта-митинга, объединившего речёвки, стихи, музыку. Его содержание – музыкальная интерпретация событий, произошедших в России 100 лет назад и повлиявших на ход мировой истории. Британские композиторы услышали предвестие революции в русской культуре, обращаясь в своих сочинениях к ее образам и текстам, а в подтексте – к судьбам их авторов. Русская участница проекта Елена Иготти в качестве первоисточника выбрала стихи шотландца Хью Макдиармида – сочувствующего коммунизму фигуранта «списка Оруэлла», яркой и спорной фигуры британской истории и культуры, сложившейся под влиянием идей русской революции 1917 года.

Известнейший голландский кларнетист Мишель Маранг в своей программе «Изменчивые образы», с успехом прошедшей на многих сценах мира, обращается к теме нетерпимости и насилия новейшей истории. Вошедшая в программу композиция Маранга «Справедливость этой нации» инспирирована трагическими событиями, произошедшими в сирийской Пальмире –  массовой казни, учиненной религиозными фанатиками летом 2015 года, состоявшейся на том самом месте, где Маранг за несколько лет до этого сфотографировался во время своего концерта.  Автор посвящает композицию различным современным религиозным и этническим конфликтам, призывая бетховенской темой «Обнимитесь миллионы», звучащей на фоне страшной фотохроники, к терпимости и диалогу (Визуальный концерт для кларнета, электроники и фото-секвенций в Белом зале студии ЛенДок, 22 ноября).

На фестивале «Звуковые пути» такой диалог состоится: в концертах испанского PluralEnsemble и Московского ансамбля современной музыки, молодого петербургского{instead} ensemble, впервые выступающего на фестивале, и в Ансамбле Мариинского театра, в концерте гитарного трио Rosengard из Дании и в программе «Два портрета»,посвященной живым классиками – американцу Джорджу Краму и петербуржцу Сергею Слонимскому. (Малый зал Филармонии, 26 ноября). Его сочинения будут исполняться и 24 ноября в Доме композиторов в программе «Улыбка классика», а ученики композитора, отметившего этим летом 85-летие, вручат Учителю фортепианные сувениры ко дню рождения.

 

КОЛЛЕКТИВЫ

Концертный хор Санкт-Петербургского Государственного института культуры, лауреат международных конкурсов, состоит из студентов кафедры академического хора факультета искусств – будущих хормейстеров. Руководителями коллектива были Н. Корнев, С. Свойский, Л. Яруцкая. С 2011 года хором руководит композитор, заведующий кафедрой академического хора профессор Сергей Екимов. Хор выступал на новой сцене Мариинского театра, в Большом зале Московской консерватории, залах Санкт-Петербургской, Карельской и Новгородской филармонии, Академической капеллы, Храме Воскресения Христова, Большом концертном зале «Октябрьский», гастролировал за рубежом (Польша, Финляндия, Литва, Республика Беларусь, Сербия, Босния и Герцеговина). Коллектив неоднократно принимал участие в Международных фестивалях «Северные цветы», «Звуковые пути», «Петербургская музыкальная весна», «Онего-классик» (Петрозаводск), международном зимнем фестивале Юрия Темирканова «Площадь Искусств», «Дню Победы посвящается…». Сотрудничал с симфоническими оркестрами и выступал под управлением и Н. Алексеева, В. Альтшулера, В. Халилова, А. Титова, А. Штейнлухта. А. Рыбалко, П. Смелкова, Д. Майера (США) и других. В 2011 году хор записал компакт-диск «Литургические песнопения» петербургского композитора Ю. Фалика.

 

Женский хор Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова основан в 1967 году.  В составе хора – студентки дирижерско-хорового отдела училища возрастом от 14 до 22-х лет. У истоков коллектива стояли В. Дашковский и Т. Мынбаев. В разные годы хором руководили Б. Абальян, Д. Смирнов, Ф. Меликов. С 2002 года коллективом руководит композитор и дирижер Сергей Екимов.

Хор десять раз удостаивался Гран-при (в Таллинне — 2012, Братиславе — 2015, Москве – 2008 и 2015, Санкт-Петербурге – 2005, 2013, дважды в 2016 и в 2017 г), становился лауреатом Международных конкурсов: в Латвии (I премия, 2004), Эстонии (I премия в номинации «Однородные хоры» и II премия в номинации «Современная музыка», 2009), Польше (I премия, 2010), России (I премия, СПб, 2011).
Сегодня Женский хор выступает как с сольными концертами, так и в сопровождении симфонических оркестров. В репертуар хора входит музыка всех времен и стран: сокровища эпохи Возрождения и мировые премьеры современных композиторов, многие из которых специально написаны для коллектива, русская и западноевропейская классика, романтические сочинения, шедевры духовной музыки, популярные мелодии и современные обработки народных песен, саундтреки из зарубежных и отечественных кинофильмов.

Коллектив гастролировал в Австрии, Франции, Чехии, Словакии, Швеции, Латвии, Эстонии, Польше, Беларуси, Украине, выступал во многих городах России. Женский хор записал пять компакт-дисков, два из которых изданы во Франции.
Концерт 19 ноября. Яани Кирик.

 

PluralEnsemble основал в 2004 году композитор и дирижер Фабиан Панизелло. Коллектив специализируется на исполнении музыки ХХ и XXI веков, прежде всего, современной музыки Испании. Ансамбль дает регулярные концерты в течение сезона на главной музыкальной площадке Мадрида – в Auditorio Nacional de Música, в Музее Тиссена-Борнемисы, в зале Общества изящных искусств (Círculo de Bellas Artes). Высокую оценку международной критики получают выступления ансамбля за пределами Испании – на фестивалях в Страсбурге (Musica), Каракасе (A Tempo) и Париже (Présences), Брюсселе (Ars Musica), Ницце (Manca) и Кальяри (Spaziomusica), Варшаве (Варшавская осень), Нью-Йорке (IFCP Mannes) и Зальцбурге (Aspekte). Выступления PluralEnsemble значатся в концертных афишах сезона залов Берлина, Кельна, Барселоны, Мюнхена. Коллектив осуществил множество записей на лейблах WDR, RBB, RNE, RF, ORF, записывая не только испанскую музыку, но и монографические диски камерных сочинений Равеля и Лигети. Важная сфера деятельности ансамбля – образовательные программы. Одну из них – «Портреты композиторов ХХ века» – ансамбль готовит, совместно с Высшим советом по научным исследованиям (the Fundación BBVA), для представления в Национальной аудитории Мадрида.
Концерт 20 ноября. Малый зал Филармонии.

 

{instead} ensemble был основан в Санкт-Петербурге в 2016 году. Три основные линии, развиваемые ансамблем: поиск и исполнение новой музыки; исполнение композиций преимущественно второй половины XX века; практика коллективной импровизации. Ансамбль – участник концертов в рамках SoundArtLab Балтийского филиала ГЦСИ (2016-2017), V Санкт-Петербургского международного культурного форума, Музыкальных вечеров в Академии художеств (Санкт-Петербург, 2016), Hamburg – Sankt-Petersburg Musikalische Partnerschaft (Гамбург, 2017), Музейной ночи (Калининград, 2017), Международного форума испанской культуры Música Ibérica (Москва, 2017), Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути» (Санкт-Петербург, 2017).

Концерты {instead} ensemble проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Калининграде Минске, Гданьске, Гамбурге. Ансамбль выступал в совместных концертах с Membranoids и солистами ансамбля barockwerk hamburg. В составе Санкт-Петербургского оркестра импровизаций ансамбль принимал участие в исполнении «Пространственной композиции #3» Владимира Горлинского (2016).

Концерт 21 ноября. Дом композиторов

 

The Hermes Experiment (Великобритания)
Лондонский экспериментальный ансамбль новой музыки The Hermes Experiment создан четырьмя молодыми исполнителями. Это выпускники и сокурсники по Кембриджскому университету сопрано Элоиза Вернер (Héloïse Werner), кларнетист Оливер Пэшли (Oliver Pashley), контрабасистка Марианне Скофилд (MarianneSchofield) и арфистка Анне Денхольм (Anne Denholm). Координацией деятельности ансамбля, наряду с Алоис Вернер, занимается и другая выпускница Кембриджа – Ханна Гржескевич (Hanna Grzeskiewicz). Нестандартный состав ансамбля стал стимулом для композиторов создавать новые сочинения, сегодня в репертуаре коллектива их уже 40. Кроме того, музыканты делают для своего состава аранжировки. Инновационная деятельность Hermes Experiment отмечена национальными премиями Park Lane Group Young Artists (2015/16), Tunnell Trust Awards (2016), в 2014 ансамбль стал победителем Nonclassical’s Battle of the Bands. За короткое время ансамбль занял свою нишу в концертной жизни Лондона, участвовал в Таллиннской музыкальной неделе-2017. Ансамбль стремится создать платформу для междисциплинарного сотрудничества, осуществляя совместные проекты с фотохудожниками и театральными группами, а также делает образовательные программы. Экспериментальную деятельность The Hermes Experiment поддерживает Совет по делам искусств Великобритании, фонд Aldeburgh Music, фонд Бриттена-Пирса, фонд Олега Прокофьева, другие общественные и благотворительные организации.

«Проектъ 1917», который ансамбль представит в Петербурге, – совместная продукция The Hermes Experiment и фестиваля «Звуковые пути».

Концерт 23 ноября. Дом композиторов

 

Mariinsky New Music Ensemble был создан группой музыкантов оркестра Мариинского театра в 2015 году. В его состав входят не только инструменталисты, но и одновременно профессиональные композиторы, получившие второе образование по классу композиции и совмещающие работу в оркестре с сочинением музыки. Идейный вдохновитель ансамбля – лауреат композиторского конкурса имени А. П. Петрова Алексей Крашенинников (скрипка). Своей целью ансамбль ставит популяризацию современной музыки в Мариинском театре и за его пределами, а также освоение нового музыкального языка XX и XXI века и новых техник исполнения на музыкальных инструментах. В число исполняемых произведений входят не только сочинения петербургских авторов, но и наиболее интересные, определяющие новые тенденции в современной музыке опусы российских и зарубежных композиторов.

За прошедшее время ансамбль дал концерты в камерных залах Мариинского театра и Малом зале Филармонии, с успехом исполнив сочинения таких композиторов как П. Булез (Франция), Дж. Крам (США), Л. Берио (Италия), Р. Стаар (Австрия), а также музыку молодых петербургских авторов – Танонова, Хоссейни, Хрущевой, Акбалькана, Зобнина, Вабеля, Крутика и других.
Концерт 26 ноября. Малый зал Филармонии

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) был основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. МАСМ первым прорвал информационный вакуум и представил на Западе новейшую российскую музыку, а у нас – творчество современных зарубежных авторов. Отличающийся высоким уровнем профессионализма коллектив быстро завоевал мировую популярность: ведущие российские и зарубежные композиторы доверяли ему свои премьеры и посвящали новые произведения. Значительное место в репертуаре коллектива принадлежит и музыке молодых композиторов.

На счету МАСМ около 1000 мировых и российских премьер, принадлежащих композиторам разных поколений, среди которых классики Д. Шостакович, Н. Рославец, А. Мосолов, А. Шнитке и Э. Денисов (Россия), Э. Варез и Я. Ксенакис (Франция), Х. Лахенманн (Германия), Л. Ноно и Л. Берио (Италия) и другие; ансамбль выпустил около 40 компакт-дисков для ведущих мировых лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии.

Коллектив гастролировал в 30 странах мира и 80 российских городах, выступал на лучших концертных сценах, принимал участие в крупнейших международных фестивалях, таких как “Московское Биеннале современного искусства”, “Дягилевские сезоны” (Пермь), “Radio-France presences” (Франция), “FrankfurtFest”, “Maerzmusik” (Германия), “Gaudeamus music week” (Нидерланды), “Warsaw Autumn” (Польша), “Klangspuren” (Австрия) и других. Коллектив инициировал уникальные культурно значимые проекты, привлекшие огромное внимание широкой аудитории и прессы. Среди них “Проект Машина” в Московском художественном театре (режиссер К. Серебренников), “Реконструкция” в Школе драматического искусства (Москва) и Эрмитажном театре (Петербург), мультимедийный проект “Свет-символ-звук” в Московском международном Доме музыки и прочие.

Одним из главных направлений деятельности коллектива являются регулярные просветительские программы, проходящие практически во всех федеральных округах страны и осуществляемые в тесном партнерстве с российскими и международными культурными институциями. Цель этих программ – повысить профессиональный уровень музыкантов и популяризировать современную музыку среди широкой аудитории российских регионов. Они включают концерты, мастер-классы, творческие встречи и конференции, в них участвуют не только солисты ансамбля, но и ведущие отечественные и зарубежные композиторы, исполнители и музыковеды. Ежегодно МАСМ проводит не менее 20 региональных просветительских проектов. Новым беспрецедентным для России проектом стала ежегодная двухнедельная Международная Академия Молодых Композиторов в городе Чайковском (Пермский край), стартовавшая в 2011 году.

С 2005 года МАСМ является членом Международного Общества Современной Музыки (ISCM) в составе Российской национальной секции. В 2009 году коллектив стал лауреатом АКЦИИ по поддержке российских театральных инициатив. В 2013 году МАСМ стал лауреатом премии ЗОЛОТАЯ МАСКА в номинации «эксперимент».

Концерты 25 ноября. Дом композиторов
26 ноября. Малый зал Филармонии

 

 

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ:

19 ноября, 19.00
Яани кирик

Открытие фестиваля

(вход свободный)

Шнитке

  • Вступление к Воскресному празднику
  • Три хора
  • Три духовных хора

Слонимский

  • Песня Виринеи
  • Упрямый ветер

Пендерецкий – Sanctus

Пярт

  • «Мир тебе, Иерусалим»
  • Da pacem Domine (российская премьера)
  • Salve Regina

Тормис – Вереск
Мелнес – Волшебство
Щедрин – Да святится имя твое
Королев – Stabat mater (мировая премьера)
Екимов – Lux aeterna для хора и виолончели
Радвилович – Sinfonia sacra для хора и ансамбля

Алексей Васильев (виолончель)
Юрий Семенов (орган)
Инструментальный ансамбль
Женский хор училища им. Римского-Корсакова
Концертный хор института культуры

Дирижер – Сергей Екимов

 

20 ноября, 19.00
Малый зал Филармонии

Россия – Испания

Хоссейни – Sarukhani для секстета (мировая премьера)
Эркорека – Ametsak для ансамбля (российская премьера)
Резетдинов – Два этюда по картинам Мунка (мировая премьера) для шести исполнителей
Торрес – Пентесилея для квинтета (российская премьера)
Радвилович – ШОА для шести музыкантов
Панизелло – Квинтет (российская премьера)

PluralEnsemble (Испания)
Дирижер – Фабиан Панизелло

 

21 ноября, 19.00
Дом композиторов (вход свободный)

{instead} ensemble

Стройкин – Camera obscura для двух пианистов (мировая премьера)
Варез – Density 21,5 для флейты соло
Лаврова – Shining emptiness для двух исполнителей (мировая премьера)
Фелдман – Vertical Thoughts II для скрипки и фортепиано
Невский – Rift для бас-кларнета, скрипки и фортепиано
Мессиан – Le Merle Noir для флейты и фортепиано
Е. Акбалькан – Дуэт для двух скрипок (мировая премьера)
Гудачев – Секстет (мировая премьера)
Абрамов – Новая музыка для шести исполнителей (мировая премьера)

Сергей Стройкин, Элина Вагина (фортепиано)
{instead} ensemble (Санкт-Петербург)

 

22 ноября, 19.00
Белый зал студии ЛенДок  (вход свободный)

ИЗМЕНЧИВЫЕ ОБРАЗЫ

Форд – Comma (российская премьера)
Жуков – Gaia (российская премьера)
Кириякидес – Стадо (российская премьера)
Тер Вельтхаус – Сад любви (российская премьера)
Штокхаузен – Арлекин

Маранг

  • Мутное окно (российская премьера)
  • Справедливость этой нации (российская премьера)

Мишель Маранг
кларнет, танец, электроника, фото-секвенции
(Нидерланды)

 

23 ноября, 19.00
Дом композиторов (вход свободный)

ПРОЕКТЪ 1917

Концертъ – митингъ

Притчард – Этюды Кандинского (российская премьера)
Вагина – «Заблудившийся трамвай» (мировая премьера)
Салтер – «Красный прилив» (российская премьера) на тексты американских, английских, ирландских и русских писателей и политических деятелей
Лаврова – Ленин в Горках (мировая премьера)
Раст – «Пачка ордеров» на слова Алексея Гастева  (российская премьера)
Иготти – «Третий Гимн Ленину» на слова Хью Макдиармида (мировая премьера)
Кук – «Первый весенний концерт Вселенского футуризма» (российская премьера) на слова Василиска Гнедова

Ансамбль The Hermes Experiment (Великобритания)
Элоиза Вернер (сопрано),
Оливер Пашли (кларнет), Анне Денхолм (арфа),
Марианне Скофилд (контрабас)

 

24 ноября, 19.00
Дом композиторов (вход свободный)

Фортепианный форум УЛЫБКА КЛАССИКА

К юбилею Сергея Слонимского

Александров – Частушка (мировая премьера)
Емельянцева – Фанфаронада (мировая премьера)
Мицкевич – Миниатюра (мировая премьера)
Иванов – Куклы на сцене (мировая премьера)
Неволович – Немое кино (мировая премьера)
Садальский – Прелюдия-токката (мировая премьера)
Резетдинов  – Слонопотам
Ненартович – Интермеццо (мировая премьера)
Хрущева – Филип Гласс пришел с хлебом (мировая премьера)
Мажара – Маленькая токката (мировая премьера)
Танонов – История № 1 (мировая премьера)
Хоссейни – HEECH (мировая премьера)
Манджиева – Петух и павлин (мировая премьера)
Иготти – игон ерыт ечик шоку (мировая премьера)
Радвилович – Улыбка классика
Слонимский – Пьесы для фортепиано

Николай  Мажара, Иван Александров, Сергей Осколков-мл. и авторы

 

25 ноября
Дом композиторов (вход свободный)

ДВОЙНОЙ КОНЦЕРТ. По Европе за 180 минут

19.00

Россия – Дания

Нёргард – Посвящение Жаку Тати (мировая премьера)
Емельянцева – Моменты света (мировая премьера)
Хойсгард

  • C’est la mer mêlée au soleil для гитары соло (российская премьера)
  • Equali для трио гитар (российская премьера)

Сёренсен – Пассакалия (мировая премьера)
Боруп-Йоргенсен – Стихи для Дамы с Единорогом (российская премьера)

Rosengard Guitar Trio (Дания)

 

21.00

Австрия – Венгрия – Италия – Финляндия – Франция

Саариахо – Пепел для флейты, виолончели и фортепиано
Шарино – Omagio a Burri для флейты, кларнета и фортепиано
Мюрай – Les ruines circulaires для скрипки и фортепиано
Клаус Ланг – Zwillingsgipfel для флейты и фортепиано
Этвош – Psy для альтовой флейты, виолончели и фортепиано (российская премьера)

Московский ансамбль современной музыкиэ

 

26 ноября, 19.00
Малый зал Филармонии

ДВА ПОРТРЕТА

Джордж КРАМ

  • 11 эхо осени для ансамбля
  • Черные ангелы для струнного квартета

Сергей СЛОНИМСКИЙ

  • Колористическая фантазия для фортепиано
  • Lamento furioso для трех инструментов
  • Веселые песни на стихи Хармса
  • Минипартита для ансамбля

Елена Максимова (сопрано)
Варвара Захарова (флейта пикколо)
Дмитрий Карахтанов (туба), Артемий Знаменский (ударные)
Николай Мажара (фортепиано)

Mariinsky New Music Ensemble
Московский ансамбль современной музыки

 

Дополнительная информация и аккредитация на фестиваль:
8-921-346-16-25 vasilisa.serd@gmail.com Василиса Сердобольская